Великая Отечественная под водой.
 Главная  Новости  Лодки  Люди  Документы  Битвы  Форум
Орден Красного Знамени

«Щ-406»

головная подводная лодка X-бис серии.

    Заложена 31 декабря 1938 года на заводе № 194 в Ленинграде под стапельным номером 511. 17 декабря 1939 года спущена на воду и 7 мая 1941 года под заводским флагом передана КБФ. Через месяц подводная лодка вступила в строй и 28 июня 1941 года официально вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Максимова Владимира Васильевича в составе Учебной бригады ПЛ в Кронштадте, где завершала программу испытаний. Степень технической готовности корабля составляла 98%.

    Уже 11 июля подводная лодка перешла в Таллин, откуда 13 июля, всего через 15 дней после вступления в состав флота, направилась в район Карлскрона – остров Борнхольм (позиция № 2). Патрулирование указанного района не принесло результата. Командир подводной лодки, видя неподготовленность экипажа, вел себя достаточно пассивно. Большую часть времени подводная лодка находилась на глубине 20-25 м достаточно далеко от берега, лишь изредка подвсплывая под перископ. Единственная встреча с противником произошла при возвращении в базу, когда в ночь на 2 августа в проливе Соэловяйн, «Щ-406» обнаружила германскую «U-144». Подводные лодки уклонились друг от друга погружением, и утром 2 августа «Щ-406» благополучно прибыла в Триги. 5 августа подводная лодка перешла в Кронштадт.

    Здесь «Щ-406» ждала смена командира. Подводя итоги ее первого похода, командование учло слабую подготовку экипажа подводной лодки. Кроме того, 22 сентября 1941года капитан-лейтенант Максимов самовольно отлучился с корабля в Ленинград, чтобы, по его словам, проститься с эвакуирующейся сестрой. По возвращении на подводную лодку 24 сентября он был арестован. Военный трибунал расценил поступок Максимова как трусость и дезертирство (как раз в эти дни немецкая авиация проводила массированные бомбардировки Кронштадта) и 24 ноября приговорил его к расстрелу. Новым командиром «Щ-406» назначен бывший старпом капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга, капитан 2 ранга) Осипов Евгений Яковлевич.

    С 26 октября подводная лодка находилась в Кронштадте в готовности к походу. 9 ноября субмарина получила приказ перейти в Ленинград. Переход осуществлялся совместно с «Щ-405» и проходил в непростой ледовой обстановке в обеспечении ледокола. В ночь на 10 ноября караван отправился в путь. Подводные лодки шли в полной темноте, так как днем Морской канал простреливался немецкой артиллерией из района Петергоф – Стрельна. В пути «Щ-406», шедшая последней, отстала; ледовая крошка забилась в машинный кингстон системы охлаждения дизелей и смерзлась там. Пока устраняли неисправность, стало светать, корабль стоял в центре канала, лед плотно окружил подводную лодку, полностью затянув пробитый фарватер. С трудом освободившись из ледового плена «Щ-406» продолжила путь. К счастью, немецкая артиллерия молчала.

    Первую блокадную зиму «Щ-406» провела у борта плавбазы «Полярная звезда» в Ленинграде, начав кампанию 1942 года в составе первого эшелона подводных лодок, выходивших на коммуникации противника. 14 июня подводная лодка перешла в Кронштадт, вечером 21 июня на Лавенсари, откуда в ночь на 24 июня вышла на позицию в район Стокгольма (позиция № 5).


Открытка из серии «Герои Советского Союза». Е.Я.Осипов и подводная лодка «Щ-406». 1962 г. Подводная лодка «Щ-406». Погрузка торпед. Подводная лодка «Щ-406». Погрузка торпед. подводная лодка «Щ-406». Ленинград, апрель 1943 г.

Е.Я.Осипов и подводная лодка «Щ-406». Открытка из серии «Герои Советского Союза», 1962 г.
Подводная лодка «Щ-406». Ленинград, апрель 1943 г.
Подводная лодка «Щ-406». Погрузка торпед.

    Форсируя Финский залив, в ночь на 25 июня при уклонении от сторожевых кораблей противника «Щ-406» несколько раз ударялась о грунт, повредив в носовой части легкий корпус, а затем в районе банки Калбодагрунд подверглась атаке самолета. Бомбы взорвались неподалеку. На подводной лодке вышло из строя управление вертикальными и горизонтальными рулями, и нарушилась изоляция аккумуляторной батареи, повреждены перископы. Впрочем, один из перископов быстро исправил штурманский электрик старшина 2 статьи Лапшонков. Для устранения повреждений субмарина была вынуждена лечь на грунт. Наконец, 28 июня подводная лодка завершила форсирование Финского залива и спустя двое суток заняла указанный район. Тогда же «Щ-406» получила приказ включить в зону своих действий район Норчепингской бухты (позиция № 4, действовала там с 4 по 8 июля).

    Утром 6 июля в 5 милях севернее маяка Хевринге Осипов провел свою первую торпедную атаку по транспорту из состава конвоя. Через 2,5 минуты на подводной лодке слышали два взрыва и посчитали судно потопленным. Был атакован транспорт из конвоя под эскортом шведских кораблей. Торпеды взорвались, ударившись о скалу Геддан. Сторожевой корабль «Капарен» так же безуспешно сбросил на большом удалении от подводной лодки 9 глубинных бомб.

    Спустившись южнее к маяку Херадшер днем 7 июля с дистанции 8 кбт «Щ-406» вновь атаковала конвой. Через 1 минуту после пуска торпеды на подводной лодке был услышан взрыв большой силы. На субмарине посчитали цель пораженной. Ни германская, ни шведская сторона не указывают, какое судно подверглось нападению, соответственно не подтверждая успех атаки. Реальный успех пришел на следующий день. На исходе 8 июля «Щ-406» в 9 милях восточнее маяка Сандсенкан атаковала одиночное судно. Торпеда поразила германскую шхуну «Фидес» (545 брт), которое удержалось на плаву только благодаря находившемуся на борту грузу леса.


шхуна «Фидес» после атаки 8 июля 1942 пароход «Бенгт Стуре» потопленный 29 октября 1942 г. пароход «Агнес» потопленный 1 ноября 1942 г. Командир подводной лодки «Щ-406» Е.Я. Осипов.

Жертвы атак «Щ-406»: повреждения шхуны «Фидес», пароходы «Бенгт Стуре» и «Агнес».
Командир подводной лодки «Щ-406» Е.Я. Осипов. Фото С.Н. Струнникова.

    Шведы не раз протестовали по поводу атак шведских судов советскими подводными лодками. Не желая дальнейших инцидентов, Нарком ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов приказом от 14 июля запретил атаки в территориальных водах Швеции. Поскольку коммуникации проходили вдоль берега, подводным лодкам, развернутым у шведского побережья, было приказано перейти на новые позиции. 16 июля «Щ-406» перешла для действий в Аландское море, но и здесь суда под шведским флагом попали под удар, хотя по прибытии в новый район подводная лодка три раза по разным причинам отказывалась от атаки.

    Днем 22 июля в 13 милях западнее Мариенхамна «Щ-406» выпустила две торпеды по транспорту из состава конвоя. Услышав после пуска торпед два сильных взрыва на «Щ-406» посчитали транспорт потопленным. В действительности торпеды прошли вблизи шведского судна «Беле». Сопровождавшие конвой эсминцы «Норчёпинг», «Карлскрона» и сторожевик «Капарен», наводимые гидросамолетом, безрезультатно сбросили на подводную лодку 56 глубинных бомб.

    Спустя три дня в 8 милях северо-восточнее маяка Симпнесклубб «Щ-406» выпустила две торпеды по транспорту из состава конвоя. На подводной лодке слышали два взрыва, но эскорт не преследовал лодку. Возможные жертвы нападения оставляют без комментариев данную атаку.

    На подводной лодке подходили к концу топливо и продовольствие. 28 июля «Щ-406» начала возвращение в базу и 30 июля притупила к форсированию Финского залива. 1 августа глубинная бомба с финского катера чуть было не погубила субмарину: повреждены носовая дифферентная цистерна и цистерна быстрого погружения. В ночь на 3 августа подводная лодка прибыла в Нарвский залив для встречи с катерами, которые должны были сопровождать возвращавшиеся с позиций подводные лодки «Щ-406» и «Щ-303» до базы. Командование Островного района не смогло должным образом организовать встречу, зато вместо наших катеров появились корабли противника, которые устроили охоту за подводными лодками. Осипов решил самостоятельно идти на Лавенсари, куда лодка прибыла вечером 7 августа. В ночь на 9 августа «Щ-406» ошвартовалась в Кронштадте.


Подводная лодка «Щ-406» в Ленинграде. Центральный пост подводной лодки «Щ-406». Командир корабля Е.Я. Осипов и инженер-механик К.М. Максимов. командир подводной лодки Е.Я. Осипов с членами экипажа «Щ-406». нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов и командующий КБФ В.Ф. Трибуц среди членов экипажа ПЛ «Щ-406».
Подводная лодка «Щ-406» в Ленинграде.
Центральный пост подводной лодки «Щ-406». Командир корабля Е.Я. Осипов и инженер-механик К.М. Максимов.
Командир «Щ-406» Е.Я. Осипов со старшинами подлодки.
Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов и командующий КБФ В.Ф. Трибуц среди членов экипажа ПЛ «Щ-406»

    Командование высоко оценило второй поход «Щ-406», засчитав на счет подводной лодки уничтожение 5 судов противника общим водоизмещением более 29.000 тонн. Командиру подводной лодки Е.Я. Осипову присвоили звание Героя Советского Союза, сам корабль награжден Орденом Красного Знамени (оба приказа объявлены 23 октября 1942 года). Не был забыт и экипаж подводной лодки, удостоенный орденов и медалей.

    После межпоходового ремонта «Щ-406» снова вышла в море в ночь на 21 октября. В это время на вражеских коммуникациях развертывался третий эшелон подводных лодок КБФ. В условленной точке эскорт оставил лодку, и она, погрузившись, направилась в северную часть Данцигской бухты (позиция № 2). К началу суток 24 октября «Щ-406» без особых происшествий завершила форсирование Финского залива и 26 октября заняла указанный район у маяка Брюстерорт. Уже вечером этого же дня подводной лодке представилась возможность атаковать. Из надводного положения «Щ-406» выпустила две торпеды по одиночному судну, водоизмещение которого Осипов оценил в 12.000 тонн. Одна торпеда затонула, задев за срез торпедного аппарата, другая попала в правый борт транспорта. На подводной лодке зафиксировали сильный взрыв и крен судна. Желая окончательно добить судно, через семь минут подводная лодка повторила атаку. Две выпущенные торпеды прошли мимо. Ни противник, ни нейтралы не комментируют эту атаку. Объект нападения так же неизвестен. Во многих источниках жертвой этой атаки называют пароход «Меркатор» (4.660 брт), однако это судно по ошибке потоплено немецкой подводной лодкой «U-31» 1 декабря 1939 года в Бискайском заливе.

    Продолжая патрулирование района, подводная лодка переместилась к маяку Стило, где днем 28 октября атаковала одиночно идущее судно. Торпеда прошла мимо. Осипов, опознав принадлежность судна Швеции, от повторной атаки отказался. Возможно, в этот день повезло шведскому пароходу «Тиланд». Вечером того же дня «Щ-406» обнаружила судно, оцененное командиром в 8.000 тонн, шедшее без охранения. По нему был дан залп из двух торпед, но они прошли мимо. Подводная лодка начала преследование цели, и около полуночи повторила атаку, но торпеду сбило с курса. Через полчаса была выпущена еще одна торпеда, которая попала в цель. Судно разломилось на две части и затонуло. Приблизившись к месту гибели транспорта (54°58' с.ш./17°26' в.д.), «Щ-406» подобрала из воды 7 человек. От них командир подводной лодки узнал, что на этот раз жертвой атаки субмарины стало шведское судно «Бенгт Стуре» (872 брт), которое доставило в Данциг железную руду и возвращалось в Швецию с грузом угля. Капитан парохода Стурре Хедберг, первый штурман Ион-Арне Вальтер, второй штурман Пер-Ивар-Альфред Каппели, механик Густав Руслинд, матрос Нильс Фрик, кок Эскиль Телин и буфетчица Кетти-Мария фон Хамм взяты на борт подводной лодки. Остальные члены экипажа потопленного судна (8 человек) погибли.

    Последнюю оставшуюся торпеду «Щ-406» использовала для атаки, которая произошла вечером 1 ноября в 8 милях севернее маяка Риксгафт. Финский пароход «Агнесс» в 2.983 брт с грузом кокса пошел ко дну. Вместе с судном погибли 4 человека.

    Оставшись без торпед «Щ-406» начала возвращение в базу. Происшествий, за исключением двух случаев касания минрепов при прохождении минного заграждения «Зееигель», не было. 7 ноября «Щ-406» прибыла на Лавенсари, где передала пленных шведов коменданту Островного района. Их дальнейшие следы теряются. Известно, что до декабря 1942 года они допрашивались разведотделом флота. По данным И.Г. Устименко их видел в лагере для военнопленных № 7099 под Карагандой финн Хейно Йоента.

    Вечером 10 ноября «Щ-406» прибыла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки. К концу апреля 1943 года корабль был подготовлен к боевому походу. В ночь на 1 мая «Щ-406» совместно с «Щ-323» начала переход в Кронштадт. У выхода огражденной части Морского канала на «Щ-406», которая шла головной, вышел из строя гирокомпас. Подводные лодки поменялись местами. Вскоре «Щ-323» подорвалась на неконтактной мине и затонула. «Щ-406» прибыла в Кронштадт. В ночь на 25 мая субмарина перешла на Лавенсари для выхода на позицию, расположенную в северной части Данцигской бухты. 29 мая тральщики и сторожевые катера проводили «Щ-406» до точки погружения на Восточном Гогландском плесе.

    Где и когда погибла «Щ-406» неизвестно. 29 мая у острова Большой Тютерс немецкий дозор минного заграждения «Зееигель» наблюдал взрывы трех мин, после чего на поверхности воды обнаружен слой масла. Вполне вероятно, подводная лодка погибла на минах, количество которых в финском заливе насчитывало более 20.000 штук. В этот период силы ПЛО противника провели ряд атак по находившимся в этом районе кроме «Щ-406» подводным лодкам «Щ-303» и «Щ-408».

    1 июня на подходе к Нарген-Поркалаудскому противолодочному рубежу авиационной разведкой противника была обнаружена и атакована советская подводная лодка. Ее атаковал финский минный заградитель «Риилахти» и германский самолет «Арадо-196». После сбрасывания глубинных бомб с субмарины началось интенсивное выделение соляра и воздушных пузырей, на поверхности воды появились обломки дерева. Противник прослушивал взрывы на самой лодке. Масляное пятно в этом месте держалось несколько дней. В этот день противник провел еще несколько атак подводных лодок. В районе острова Вайндло германская авиация и корабли 24-й десантной флотилии бомбили подводную лодку, наблюдая признаки ее вероятной гибели, а северо-восточнее немецкого заграждения тральщики «М-3104» и «М-3109» из состава 31-й флотилии сбросили в голове обнаруженного масляного следа две серии глубинных бомб, после чего вновь наблюдали признаки гибели подводной лодки, (это произошло в точке 59°49' с.ш./ 24°24,0' в.д., как стало известно совсем недавно, бомбежке подвергся остов погибшей осенью 1942 года «Щ-304»).

    На борту «Щ-406» в ее последнем походе находилось 40 человек.


4 боевых похода.

13.07.1941 – 02.08.1941
16.06.1942 – 09.08.1942
21.10.1942 – 07.11.1942
29.05.1943 – +

Провела 12 торпедных атак с выпуском 18 торпед.

По официальным данным потопила 5 судов (11.660 брт). По подтвержденным данным потопила 2 судна (3.855 брт), 1 судно (545 брт) повреждено. Результаты 3 атак нуждаются в подтверждении.

07.07.1942 результат неизвестен.
08.07.1942 ПМШ «Фидес» (545 брт) – повреждена.
25.07.1942 результат неизвестен.
26.10.1942 результат неизвестен.
29.10.1942 ТР «Бенгт Стуре» (872 брт)
01.11.1942 ТР «Агнесс» (2.983 брт)

Лодки

ВСЕ ПОДЛОДКИ:

по номерам

по флотам




Поддержка сайта


Лодки основных серий
 I-Декабрист
 II-Ленинец
 III-Щука
 IV-Правда
 V-Щука
 V бис-Щука
 V бис-2-Щука
 VI-Малютка
 VI бис-Малютка
 IX-Средняя
 IX бис-Средняя
 X-Щука
 X бис-Щука
 XI-Ленинец
 XII-Малютка
 XIII-Ленинец
 XIII бис-Ленинец
 XIV-Крейсерская
 XV-Малютка

Лодки иностранной постройки
B-1  В-2  В-3  В-4  Калев  Лембит  Ронис  Спидола  L-55 
Лодки дореволюционной постройки
тип АГ  Б-2 
Трофейные лодки

Лодки экспериментальные
Пигмей  Р-1 
М-400  М-401 
Плавбазы
Гвардейские ПЛ
Краснознаменные ПЛ
Судостроительные заводы




  ПОБЕДЫ ПЛ РККФ
Балтика
Черное море
Север
Тихий океан
  Потери
Потери подводных лодок РККФ
  Алтарь Победы
они отдали жизнь за Родину.
  Фотоальбом
Фотодокументы
  Литература
Литературные и др. источники
  Подлодки -
        памятники

Памятники подлодкам и подводникам
  Ссылки
Ссылки по теме
  Всего понемногу
всякая всячина

Locations of visitors to this page
  Авторы
Создатели сайта
  НАША ПОЧТА
 Главная  Новости  Лодки  Люди  Документы  Битвы  Форум
Rambler's Top100 Rambler's Top100